Обсуждаем цифровизацию
|⠀Обсуждаем цифровизацию — главная новость

Отчет SDI360 с РИФ 2024

В этом году РИФ проходит в формате городского интернет-фестиваля. На 6 тематических площадках выступили ключевые игроки digital-индустрии, представители Общественной палаты и Госдумы.

День первый

1. Открывающая панель «Рунету 30. Что дальше?»

  • Объем экономики Рунета в 2023 году – ₽17.1 трлн
  • Прогноз на 2024 год – ₽23.8 трлн
  • Безусловный рост ожидается в течение 3–5 лет
  • Топы по популярности занимает российский медиаконтент
  • Для всех критических цифровых технологий созданы и успешно применяются отечественные решения
Проблемы
  • Острая нехватка дата-центров
  • Дефицит специалистов уровня Middle и Senior на 5–7 лет
  • Перегретые зарплаты в отрасли
  • С каждым годом кратно увеличивается количество кибератак
Интересные идеи
  • Покупатели заинтересованы совершать через интернет самые сложные сделки. Пример – ЦИАН успешно запустил полный цикл покупки недвижимости без личного посещения, включая оформление ипотеки
  • Число покупателей в Рунете вырастет в 2 раза
  • IT-специалистов нужно готовить со школы, минуя вузы. Готовить сразу под компанию. Это позволит быстрее начать карьеру и снизить оплату
  • Дать широкому спектру специалистов дополнительное IT-образование, чтобы закрыть потребности непрофильных отраслей

2. Технологический суверенитет России: продукты и сервисы

  • С уходом западных вендоров фокус рынка держится на отечественных технологических решениях
  • Экспорт цифровых технологий идет на Азию и Ближний Восток
  • В экспортном отношении нет дружественных стран, импортеры хотят иметь весь технологический процесс на своей территории. Это делает практически невозможным экспорт облачных сервисов
  • Бизнес заинтересован в увеличении юридической, дипломатической, инфраструктурной и иной нефинансовой поддержки от государства
Интересные идеи
  • Государство должно выделять 50–100% гранты на развертывание цифровой инфраструктуры в других странах. Эти гранты будут тратиться на оплату услуг российских IT-компаний. В долгосрочной перспективе страны импортеры окажутся вовлечены в «экосистему» отечественных программных и технических решений
  • У импортеров есть спрос на развертывание технологических решений с дальнейшим отчуждением. Перспектива за созданием резиденций в иностранных IT-парках
  • Отрасль опасается, что полное импортозамещение приведет к снижению экспортных возможностей из-за несовместимости с мировыми решениями
На РИФ-24 состоялось подписание Кодекса этики в сфере искусственного интеллекта.

3. Консолидированное межотраслевое сообщество. Зачем нужны общественные объединения?

  • НКО должен оплачивать бизнес
  • НКО видят своей задачей «продавать» бизнес государству
  • НКО хотят стать проводником для компаний на международном рынке
  • НКО предлагают себя в качестве цензора над бизнесом
  • НКО хотят объединиться в Консолидированное межотраслевое сообщество, строго разделить отрасли между его участниками и стать посредниками и регуляторами для бизнеса

4. Кошелек или контент? Зачем брендам инвестировать в контентный маркетинг

  • Россия берет азиатские тренды в геймдеве, маркетплейсах и контент-маркетинге
  • Контент-маркетинг – долгосрочная инвестиция. Каналы классического маркетинга быстро «выгорают», контент-маркетинг накапливает эффект с годами
  • Рынок перфоманс-маркетинга сильно перегрет, контент-маркетинг – реальная альтернатива
Интересные идеи
  • Экономическая выгода перестанет продавать, будут продавать ценности, которые транслирует бренд
  • Ключевая цель контент-маркетинга – интегрироваться в ленту рекомендаций
  • Сейчас продают: вертикальные форматы и реакция на тренды
  • Будут продавать: стримы, метавселенные, контент-площадки на маркетплейсах, новые коммерческие форматы в соцсетях, площадки с большой детской аудиторией

5. Будущее маркетплейсов: регулирование, пользователи, технологии

  • Маркетплейсы, общественники и законодатели согласны с тем, что закон, регулирующий деятельность торговых площадок, необходим
  • Маркетплейсы предлагают принимать закон постепенно, советуясь по каждому пункту с отраслью
  • Общественники хотят, чтобы изменения в договоры вносились со строго определенной периодичностью
  • Законодатели хотят, чтобы маркетплейсы отвечали за качество товара и добросовестность продавца
  • Саморегуляция торговых площадок – пройденный этап

День второй

6. Круглый стол по теме «Рынок шеринга IT-специалистов, сегодня и завтра!»

  • Наниматели хотят официально выкупать у шеринга специалистов в штат и возвращать в «трудные времена»
  • Рынок хочет независимой сертификации специалистов IT
  • Шеринговые компании хотят продавать пакеты «специалист + стажер» и готовить пополнение за счет клиентов
  • Крупные компании теряют компетенции в подготовке кадров, злоупотребляя аутстафом
  • Наниматели хотят трудовые договоры с оплатой по трекам
  • Тренд на гибкую занятость

7. Перфоманс vs медийка: в поисках баланса

  • Performance потерял 40% трафика, лид за 3 года подорожал на 68%
  • Запросы из поисков мигрируют в маркетплейсы
  • Эффективный performance-трафик исчерпан
  • Медиасфера восстановила охват до уровня 2022 года
  • Новыми площадками для медиамаркетинга стали: ВК, Озон, ТГ
  • В тренде поиск и разработка четких метрик для медиамаркетинга

8. История неуспеха: почему блогеры выгорают и как этого избежать

  • В России 13 млн работающих испытывают выгорание
  • ризнание выгорания физиологической проблемой
  • Признаться в выгорании все еще стыдно
  • Больше выгорают те, кто работает с людьми, и креаторы
  • Причины: рутина, отсутствие отдачи от работы, эмоциональные переживания, неумение говорит «нет»
  • Средства профилактики: смена деятельности без смены профессии, изменение подходов к рутинным задачам, ясные результаты, смена окружения, сократить рабочую активность до 30% времени
  • Аудитория тоже выгорает, особенно та часть, что эмоционально вовлекается в контент
  • Лучшее средство от выгорания – коллектив единомышленников
  • Но могут помочь и регулярные расслабляющие практики

9. GameDev-2024: все, что нужно знать о трендах в игровой индустрии

  • Игры стали новым медиа и цифровой средой
  • Игровые движки используются для создания контента
  • В отрасли наблюдается острая нехватка преподавателей
  • Игроделы ждут инвестиций от государства, для частного бизнеса риски слишком высоки
  • GameDev ищет коллаборации с другими индустриями
  • Разработчики игр имеют самую низкую бизнес-грамотность в IT
  • После 2022 года игровой рынок полупустой
  • Отрасль нарабатывает независимый стек технологий
  • Отечественный игровой движок Nau Engine выйдет в бету в 2025 году, а в релиз в 2028 году

10. Как продвигаются российские бренды в digital

  • Performance работает только на мобильных платформах
  • В тренде поиск новых источников трафика и его диверсификация
  • Дешевый продакшн не сильно уступает дорогому
  • Тренд на низкие бюджеты выводит на первый план креатив
  • Digital все еще сильно уступает ТВ, заметность в 3 раза выше
  • Telegram дает дорогой и некачественный трафик
  • Заказчики отказываются от услуг студий и собирают инхаус-команды
  • Перспективные источники трафика: smart-TV, метавселенные, маркетплейсы, геосервисы, отзовики, 3D-билборды, образовательные платформы, контент-поводы для блогеров, создание оригинального контента – интерактивы, сериалы
  • Растет спрос на специализированные агентства

Подписывайтесь на наш TG-канал, чтобы не пропустить ничего полезного!